Когда Владимир Путин в сентябре совершил четырёхдневный визит к Си Цзиньпину, он обращался к своему китайскому визави как к «дорогому другу».
Выступая перед Си на фоне огромной экспозиции орхидей в пекинском Дворце народных собраний, российский президент заявил, что их отношения находятся «на беспрецедентно высоком уровне».
На первый взгляд действительно кажется, что союз Китая с Россией только укрепился после вторжения Путина в Украину в 2022 году.
Наиболее наглядно это проявляется в торговле между двумя странами, которая резко выросла после того, как Запад ввёл против Путина масштабные санкции.
В прошлом году объём торговли между Россией и Китаем достиг рекордных 245 млрд долларов (182 млрд фунтов стерлингов), чему способствовало то, что Си стал крупнейшим в мире покупателем российской нефти и газа. В целом Китай также стал крупнейшим поставщиком товаров в Россию.
Однако более тесные связи с Китаем обошлись дорого.
В частности, российский бизнес всё больше раздражён наплывом дешёвых китайских товаров.
Владимир Милов, работавший в российском правительстве с 1997 по 2002 год, а затем ставший одним из самых жёстких критиков Путина, утверждает, что экономический союз оборачивается для России серьёзными проблемами.
«Это крайне невыгодно, — говорит он. — Китай пользуется ситуацией, потому что знает: России больше некуда идти».
Подобные предупреждения могут свидетельствовать о том, что экономические связи между двумя странами начинают давать трещину.
Хотя взаимная торговля достигла рекорда в 2024 году, в текущем году она уже сократилась почти на десятую часть.
Обвал продаж Lada
Одной из ключевых точек напряжения стал автомобильный рынок.
После того как западные автопроизводители разорвали связи с Россией в 2022 году, их место оперативно заняли китайские конкуренты.
За два года — к 2024-му — экспорт китайских автомобилей в Россию вырос в семь раз, что вызвало волну жалоб со стороны российских производителей.
Гендиректор АвтоВАЗа Максим Соколов обвинил китайские компании в «беспрецедентном демпинге», который, по его словам, в декабре «перешёл все мыслимые границы».
Продажи флагманской модели Lada резко упали, что вынудило компанию сократить производство почти наполовину и перейти в конце сентября на четырёхдневную рабочую неделю.
Крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ также сократил рабочую неделю в августе после того, как спрос на его продукцию обвалился на 60%. Тогда компания обвинила в этом «чрезмерный» импорт.
Чтобы смягчить критику, Кремль ответил значительным повышением пошлин на импорт автомобилей.
С октября 2024 года Россия более чем вдвое увеличила так называемый «утилизационный сбор» на импортируемые автомобили.
Этот сбор, формально предназначенный для будущей утилизации транспортных средств, но фактически выполняющий функцию тарифа, по состоянию на январь текущего года составлял 667 тыс. рублей (6 275 фунтов стерлингов) за автомобиль.
В результате экспорт китайских автомобилей в Россию сократился вдвое в первые шесть месяцев 2025 года.
В июле российские регуляторы также запретили импорт грузовиков ряда крупных китайских брендов — Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak, назвав их «прямой угрозой» общественной безопасности.
«Подобные торговые трения будут возникать всё чаще по мере насыщения рынка китайскими товарами и неспособности неконкурентоспособных российских отраслей обеспечивать сбыт», — говорит Джон Кеннеди, руководитель исследовательского направления в RAND.
Санкции бьют
Появляются признаки проблем и в российской сталелитейной отрасли.
Генеральный директор Челябинского кузнечно-прессового завода Андрей Гартунг предупреждал ещё в прошлом году: «Российские предприятия, конкурирующие с китайскими, держатся буквально на последнем издыхании».
Китай, не склонный оставаться в стороне, ответил собственными торговыми ограничениями.
В частности, Си в январе 2024 года вновь ввёл пошлины на российский уголь — спустя два года после их отмены.
Это уже ударило по экспорту в Китай. По словам Милова, новые сборы усугубляют самый тяжёлый кризис российской угольной отрасли со времён распада Советского Союза.
Ожидается, что доходы сектора только в этом году упадут на 12%.
Кроме того, Китай до сих пор отказывается снять давний запрет на импорт крупнейших российских сельскохозяйственных экспортных товаров — озимой пшеницы и ячменя. Вместо этого он закупает их в Украине и Казахстане.
То, что Китай всё же импортирует из России, он получает по чрезвычайно низким ценам, поскольку фактически обладает монопольным положением как один из немногих покупателей, отмечает Милов.
Крупнейшими статьями российского экспорта в Китай остаются нефть и газ, которые в совокупности составляют около двух третей товарооборота.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что в период с января 2022 года по июнь 2024 года экономия Китая на закупках российской нефти по сравнению с поставками с Ближнего Востока достигла 18 млрд долларов.
«Если убрать санкции, Россия — это именно тот торговый партнёр, каким Пекин хотел бы видеть каждого», — говорит Грегор Себастьян из консалтинговой группы Rhodium China Corporate Advisory.
«Китай импортирует сырьё, превращает его в готовую продукцию и затем перепродаёт её обратно в Россию с куда более высокой маржой. В этом и заключается основная суть отношений».
Однако больше всего Россия рассчитывает получить от Китая новые технологии и инвестиции. И именно этого она не получает.
Совместные проекты буксуют
Среднегодовой объём китайских инвестиций в Россию сократился с примерно 1,2 млрд долларов в период с 2011 года до 400 млн долларов, утверждает Милов.
В 2022 году Китай исключил Россию из своей программы финансирования «Один пояс — один путь», а в июле Министерство коммерции КНР «настоятельно рекомендовало» автопроизводителям воздержаться от инвестиций в Россию.
Многие крупные проекты, ранее анонсированные при поддержке Китая, были отменены или заморожены.
Россия тихо исчезла из проекта совместной разработки дальнемагистрального самолёта с Китайской корпорацией коммерческой авиации. Работы по проекту, первоначально называвшемуся CR929 («China Russia»), уже начались, однако буква R была убрана, и самолёт переименовали в C929.
Планы компании CRRC Changchun Railway Vehicles по строительству высокоскоростной железнодорожной линии между Москвой и Казанью также были поставлены на паузу.
Отдельно стоит отметить отсутствие прогресса в проекте нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине — совместного предприятия «Роснефти» и Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), одобренного ещё в 2014 году.
После сентябрьской встречи Путина и Си «Газпром» объявил о подписании соглашения о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2» в Китай.
Однако, несмотря на потенциальную значимость проекта для России, Китай до сих пор его официально не подтвердил.
Это может свидетельствовать о том, что при всей помпезности и церемониальности авторитарный союз двух стран куда слабее, чем кажется.
«Несмотря на все эти объятия и поцелуи на саммитах, Китай и Россия на самом деле очень далеки друг от друга», — резюмирует Милов.
Источник: Putin's 'dear friend' Xi piles pain on Russia's economy

Комментариев нет:
Отправить комментарий