Вообще-то он поэт, просто поэт. А уж
дальше при попытке описать феномен Иртеньева начинают говорить
«постмодернист», «иронист», а то и совсем банальное «поэт-сатирик». Не
менее важно и то, что он гражданин, человек цельный, принципиальный,
бескомпромиссный. Таким был и таким остается, в чем легко убедиться,
почитав разговор с ним и его новые стихи
- Сегодня многие говорят, что трудно поверить в изменения, произошедшие с нами, со страной, с миром лишь за один год. Давайте коротко пройдемся по этим 12 месяцам.
- Год назад шла подготовка к Олимпиаде. Оттачивалось пропагандистское искусство. Правда, направлено оно тогда было в другую сторону. Не агрессия по отношению к соседям, а наоборот, «все флаги в гости к нам». И описание несуществующих экономических успехов. На самом деле уже тогда в экономике накапливались негативные моменты. И опять же - Олимпиада. Бесконечное путешествие факела - в космос, в прорубь, по заснеженным улицам нашей бескрайней страны. Потом долгожданное открытие Олимпиады. И победное закрытие. И уж после этого руководство России с чистой совестью занялось Украиной (то есть они, конечно, и раньше занимались, но не в тех масштабах). Прежде всего, в СМИ. С весны 2014 года целенаправленно 24 часа в сутки начался торжественный «вынос мозга». И надо сказать - вполне успешно.
- А каково главное изменение, произошедшее в России в уже наступившем 2015 году?
- Слово «война» окончательно закрепилось на бытовом уровне. Да, «война». К этому слову привыкли. Но в то же время население не в полной мере представляет, что это. Нет полного осознания, что в близкой нам стране (некогда братской) идет настоящая война. Потому что у нее еще нет статуса официальной, так - гибридная. А если вспомнить наше прошлое... Вот, например, я родился в 1947 году и не жил в воюющей стране. Да, Афганистан. Но это был скорее огромный экспедиционный корпус. Да, первая чеченская война. Но там было примерно то же, что сейчас на Донбассе, только не АТО, а КТО, контртеррористическая операция. Центральная власть воевала с сепаратистами. Но есть принципиальное отличие от происходившего тогда. Отражение событий в СМИ. По крайней мере, тогдашнее НТВ было решительно против войны. Кстати, и остальные федеральные каналы сильно уступали нынешним в смысле оголтелости.
- Но во вторую чеченскую многое изменилось. Программа Михаила Леонтьева «Однако» на Первом канале стала камертоном нового агрессивного наступательного стиля.
- Да, его небритая харизма оказалась эффективной, мобилизующей. Первые две кнопки, ОРТ и РТР, стали мощным орудием воздействия на население. Но все равно в стране сохранялась сильная антивоенная инерция. А теперь пропагандистская кампания все изменила. Я поражаюсь результатам. При этом ведь не скажешь, что у пропагандистов какая-то виртуозная работа. Нет, это просто «обухом по голове», но безостановочно. Со временем начинает действовать. И вот здесь принципиальное отличие от советской пропаганды брежневских времен. Та была абсолютно неэффективной - тема для бесконечных анекдотов про «Лёню». Все знали, что есть такой смешной старый мудак. Работяг в партию было не затащить. Они ничего не боялись, знали, что дальше заводской проходной их не пошлют. Интеллигенция тоже все это в гробу видела, шушукалась на кухне, читала «Литгазету», смотрела КВН. А сейчас сбылась недостижимая мечта тех еще пропагандистов - достигнуто единство партии, персонифицированной в одном человеке, и народа.