05.07.2002

Наш маленький Путин

Суждения современников о человеке по имени Владимир Владимирович Путин имеют совершенно радикальный характер. С одной стороны, он отчаянно любимый народом президент. Он человек-метеорит, взявшийся ниоткуда и потрясший страну. Он человек-радуга, сулящая исполнение давних желаний. Человек-пуля, рвущая сердце врага. Человек-аккордеон, способный обнадежить простолюдина. Человек-блокнот, в который записаны все горести и нужды людей. Человек-северное сияние, тайный атмосферный каприз, вызывающий трепет, восхищение и немоту.

С другой стороны, есть те, кто столь же сильно не любит Владимира Владимировича. Такие называют его фашистом, чекистом, коварным хитрецом, дорвавшейся до власти серостью и земляным червяком. Путинофобы ждут от него подлости, страданий, унижений, тюремного сухаря, экономической катастрофы и других бед. И тех и других объединяет страшное заблуждение. Рассуждая о спорном нашем президенте, граждане говорят о нем как о неком живом существе, способном влиять на жизнь страны и судьбы подданных. Тем временем в реальности никакого такого Владимира Владимировича Путина не существует.

Конечно, можно допустить, что где-то в центре Москвы и вправду работает президентом некий мужчина по имени Владимир Владимирович Путин. Утром, чуть запоет воробей, чуть рабочий просверлит дырку, чуть инженер развернет чертеж, чуть пекарь сделает первую булку, этот человек собирает свой ядерный чемодан и торопится в Кремль. Там нужно подписать ему судьбоносную бумагу, совершить трудный разговор, задумать и осуществить важную перемену. Большинство людей в России никогда не встречали этого человека, не знают его забот, но некоторое мои знакомые, которые видели его, отзываются о нем как об интересном собеседнике и крайне симпатичном персонаже. Штука только в том, что на развитие нации это действует примерно так же, как бытовой радиоприемник и фотография в витрине парикмахерской влияют на судьбу человека. То есть никак. Поэтому на полном серьезе спорить о пользе или вреде реального Владимира Владимировича — занятие малоинтересное. Он фикция, сын воображения и пропаганды. Куда труднее разговор о другом, мистическом Путине, маленьком человечке, который все время живет в каждом из нас.


Присутствие маленького Путина можно обнаружить в глубинах подсознания всякого россиянина. Не на поверхности мозга, где собраны имена родственников, паспортные данные, сумма долгов, обида на тещу и обрывки воспоминаний о ночи с пятницы на субботу. А глубже, там, где хранится летопись веков, начатая не нами. Там, где сходятся свет и тень. Там, где записаны легенды о румяных, трудолюбивых и гостеприимных русских людях, способных на любой подвиг во имя добра, о чудесных богатырях, о бессребрениках, снимающих последнюю рубашку, о присядке, баранке, матрешке, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке и говорящей богородице-щуке. И там, где есть другая правда. Правда о тупом, языческом, безбожном, упрямом, покорном, злопамятном и ленивом крестьянском народе. Том народе, что крал, кроил черепа, сначала кланялся в пояс, ломал шапки, а потом жег барские усадьбы, резал животы кулакам, предавал и писал доносы. Наш маленький Путин всегда прячется там. В той темной области сознания, где обычно рождаются сомнения.

Наш маленький Путин — это соблазн, надежда, шанс. Это вера в чудо, в безболезненный способ справиться с пустотой. Нет ничего страшнее этой пустоты. Ибо свобода, о которой мечтает всякий человек, как это ни печально, не сливочный крем, не кедровая шишка. Это всего лишь та самая пустота, чистый лист, который можно превратить в шедевр, а можно сами знаете во что. Труд заполнения этой чистоты и есть настоящее счастье, даруемое смертным за их волю, веру, духовное богатство, страсть и разум. Однако это сложный путь, часто сопряженный с мучениями и ошибками, и далеко не всякий в силах пройти его. Поэтому всегда есть шанс, соблазн, надежда на то, что кто-то другой, более сильный заполнит эту пустоту. Из маленького тайного существа, живущего в глубине создания, он превратится тогда в метеорит, радугу и пулю, рвущую сердце врага. И с этой минуты смертному будет даровано право более не заботиться о своей свободе, его счастье отныне станет радостью послушания. Ибо теперь пустота — это сила большого Путина. Это его власть — над пустотой.

В принципе в пустоте нет никакого особого горя, а есть даже некий элемент веселья и торжества. Допустим, пустота применяется в барабане. В него бьют, а он надрывается звуком — громким, весомым, озорным. И чем больше пустоты, тем даже страшнее звук. Но с барабаном ведь как? Оркестра не составишь, с друзьями не отдохнешь, с девушкой не потанцуешь. Одна пионерская линейка. Если же от усердия он порвется, то и звук-то выйдет никудышный. А внутрь потом заглянешь — что там? Пустота.

Сергей Мостовщиков, 05.07.2002 

Комментариев нет:

Популярные сообщения